ГКУ Управление дорожного хозяйства РБ‘

Деятельность учреждения

Краткие итоги работы за 1998-2017 годы

Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан создано в 1998 году. 2 февраля 2018 года учреждению исполнилось 20 лет.

За 1998-2017 годы ГКУ УДХ РБ освоен объем дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования Республики Башкортостан регионального, межмуниципального и местного значения на сумму 112,7 млрд.рублей. Введено в эксплуатацию 4,9 тыс.км автомобильных дорог и улиц, построено 315 мостов общей протяженностью 18,5 тыс.км. По капитальному ремонту введено 34,2 км автодорог. Отремонтировано автомобильных дорог и улиц 13,8 тыс.км и 396 мостов общей протяженностью 14,3 тыс.км.

Существующая сеть автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан – одна из крупнейших в России. За государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства на праве оперативного управления по состоянию на текущий момент закреплены 624 автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения, протяжённость которых составляет 13619 км.

Твёрдое покрытие имеют 13514 км или 99% от общей протяжённости дорог.

С усовершенствованным покрытием — 8770 км, или 65% от протяженности дорог с твердым покрытием.

На автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения эксплуатируются 1045 мостов и путепроводов общей протяжённостью 40,9 тысяч погонных метров.

Итоги работы за 2017 год

По всем видам работ, предусмотренным территориальным заказом 2017 года, на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения осуществлялись работы на 750 объектах.
В 2017 году объем территориального заказа составил 16,8 млрд.рублей, в том числе объем бюджетных ассигнований на автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения составил 9,5 млрд.рублей.

Задание по территориальному заказу по ГКУ УДХ РБ на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения составило 8,7 млрд.рублей.

По видам работ выполнено:
— по содержанию – 3,3 млрд.рублей;
— по ремонту освоено 3,4 млрд.рублей;
— по капитальному ремонту – 100,1 млн.рублей;
— по строительству и реконструкции освоено 1,1 млрд.рублей;
— по статье «управление дорожным хозяйством» освоено 30,2 млн.рублей.

Построено и реконструировано 3,6 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения с асфальтобетонным покрытием, мост протяженностью 50,2 км и путепровод через железнодорожную линию протяженностью 77,2 км. Отремонтировано 478,4 км дорог и 15 мостов общей протяженностью 520,8 км. Выполнены работы по устройству поверхностной обработки на автомобильных дорогах протяженностью 43,7 км.

По зимнему и весенне-летнему содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них выполнены следующие виды работ:
— восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий протяженностью 140 км (53 тыс.м2) на сумму 448,1 млн.рублей (рост 25% к уровню 2016 года);
— установка, замена и ремонт автопавильонов — 38 штук на сумму 8,7 млн.рублей (рост 16% к уровню 2016 года);
— замена, ремонт и установка металлического барьерного ограждения 9,7 тыс.пм на сумму 21,0 млн.рублей (рост 10% к уровню 2016 года);
— установка и замена дорожных знаков 5,4 тыс.шт. на сумму 14,1 млн.рублей (снижение на 37% к уровню 2016 года);
— устройство горизонтальной разметки на проезжей части автомобильных дорог протяженностью 7,8 тыс.км, повторное нанесение горизонтальной разметки на 1,1 тыс.км, общей стоимостью 134,7 млн.рублей (снижение на 7% к уровню 2016 года).
В 2017 году ГКУ УДХ РБ выполнены обязательства по безвозмездному исполнению технического надзора за ходом выполнения работ на автомобильных дорогах местного значения и сооружений на них в объеме 2,1 млрд.рублей, в том числе:
— по содержанию из бюджета Республики Башкортостан освоено 742,1 млн.рублей, в том числе из федерального бюджета в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» – 3,9 млн.рублей;
— по ремонту и капитальному ремонту – 267,2 млн.рублей, в том числе из федерального бюджета в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» – 17,5 млн.рублей;
— по строительству подъездов, автодорог и мостов всего освоено 1,1 млрд.рублей, в том числе 581 млн.рублей за счет средств из федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года». В 2017 году соединены 12 сельских населенных пунктов общей протяженностью 42,6 км.

ГКУ УДХ РБ в разрезе конкурсных процедур в 2017 году проведено 287 закупок путем проведения конкурентных процедур на общую сумму 8,13 млрд.рублей, в том числе: открытых конкурсов – 45 шт. на 153,81 млн.рублей, электронных аукционов – 242 шт. на 7,98 млрд.рублей.

По результатам торгов заключены государственные контракты на сумму 7,51 млрд.рублей. Таким образом, «условная» экономия составила 619,65 млн.рублей.

В 2017 году проведена техническая инвентаризация и паспортизация на 11 автомобильных дорогах общей протяженностью 848 км.

В оперативном управлении учреждения находятся 1045 искусственных сооружений, из которых в рамках ФЗ «О транспортной безопасности» присвоены категории 579 сооружениям, в том числе 575 сооружений — 4 категории и 4 сооружения — 3 категории.

Из 1045 искусственных сооружений – 127 в неудовлетворительном состоянии, что составляет 12%. Под руководством Гостранса РБ формируется «Программа мероприятий на 2018-2025 годы по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения находящихся в аварийном и (или) предаварийном техническом состоянии».

Управлением транспортной безопасности Федерального дорожного агентства утверждена оценка уязвимости по 569 объектам транспортной инфраструктуры.

Под охраной Средневолжского филиала ФГУП «УВО Минтранса России» в Республике Башкортостан находятся два внеклассных моста 3 категории, через р.Белая, расположенных на автомобильных дорогах Западный обход г.Уфы и Дюртюли — Нефтекамск.

В рамках концепции развития объектов дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в декабре 2017 года проведено совместное выездное совещание с представителями Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству, Государственного комитета Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму, которое проходило в Администрациях Дуванского и Дюртюлинского районов с районными представителями комитета по управлению собственности, архитекторами и владельцами объектов придорожного сервиса. По результатам данного выездного совещания специалистами отдела эксплуатации и сохранности автомобильных дорог, технического отдела и проектного института ГУП РПИИ Башкирдортраспроект было проведено обследование 58 объектов придорожного сервиса в Дуванском районе и 4 объектов в Дюртюлинском районе. Проведена разъяснительная работа по оформлению и согласованию присоединения объектов придорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования с владельцами объектов придорожного сервиса, районными комитетом по управлению собственности и архитекторами. Работа в данном направлении будет продолжена в 2018 году в других районах республики.

В соответствии с резолюцией председателя Правления ПАО «Газпром» А.Б. Миллера на обращение Главы Республики Башкортостан Р.З. Хамитова, в настоящее время совместно со специалистами ООО «Газпром трансгаз Уфа» ведется проработка вопросов строительства автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГЗС) на автомобильных дорогах общего пользования в Дюртюлинском, Кармаскалинском, Краснокамском, Чишминском и Уфимском районах.

Всего по ГКУ УДХ РБ рассмотрено 559 обращений по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения и оказание услуг, по которым было выдано ответов разъяснений, сопроводительных писем к техническим условиям и договорам 473, в том числе 178 технических условий (по коммуникациям – 126, по примыканиям – 42, по рекламным щитам – 2 и размещение объектов дорожного сервиса – 7).

Поступление в бюджет Республики Башкортостан в результате выдачи технических условий на присоединение объектов дорожного сервиса и оказания услуг в 2017 году составило 615,1 тыс.рублей.

Что касается работы ГКУ УДХ РБ по контролю за качеством выполненных работ, хотелось бы отметить, что основными нарушениями и замечаниями, возникающими в процессе строительства являются:
— не соблюдение выполнения строительно-монтажных работ в подготовительный период строительства – это вынос и переустройство ВЛ, газопроводов и прочих инженерных сетей;
— при разработке и возведении земляного полотна есть случаи переувлажнения грунта и увеличение толщины отсыпаемого слоя;
— не соблюдаются поперечные уклоны и отсутствует четкая бровка возведенного земляного полотна;
— при устройстве искусственных сооружений котлованы разрабатываются без разбивочной основы;
— при монтаже звеньев водопропускных труб не соблюдаются зазоры, а заделка швов выполняется с отступлением от требований нормативных документов;
— при устройстве барьерного ограждения не в полной мере ведется входной контроль подрядчиком.

Нарушения, встречающиеся чаще всего при ремонте автодорог и мостов:
— розлив битума производится не на дневную захватку, а на весь ремонтируемый участок (битум уносится колесами транзитного транспорта, в следствии чего неудовлетворительное сцепление слоев);
— совмещение ямочного ремонта с устройством выравнивающего слоя;
— не прогревается поперечный стык при возобновлении работ;
— дневная захватка производится одной полосой, в результате неудовлетворительное сцепление продольного шва;
— не обрубается кромка проезжей части;
— некачественные поперечные стыки в местах начала и конца ремонтируемых участков. Имеются некачественные сопряжения проезжей части с обочиной, при устройстве берм под дорожные знаки не соблюдаются;
— геометрические параметры’
— не достаточное количество уплотнительной техники.

За прошедший год было выписано 365 предписаний об устранении нарушений правил производства работ и велась претензионная работа.

Лабораторные испытания

Одним из главных условий обоснованного и прогнозируемого качества выполнения дорожно-строительных работ является обеспечение производства лабораторным контролем. Лабораторная база позволяет проводить комплекс испытаний применяемых материалов.

ГКУ УДХ РБ имеет современную лабораторию – Испытательный центр, передвижные дорожные лаборатории на базе автомобиля Volkswagen Crafter, которые оборудованы в соответствии с последними разработками в этой области.

В 2017 году Испытательный центр ГКУ УДХ РБ прошел административную процедуру по подтверждению компетентности аккредитованного лица с расширением области аккредитации в части испытаний «эмульсий битумных дорожных», «геосинтетических материалов», «вяжущих полимерно-битумных дорожных на основе блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол» (компетентность подтверждалась в соответствии с Федеральным законом «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»).

Общее количество испытаний, проведенных испытательным центром в 2016-2017 годы:

В прошедшем году для Испытательного центра были приобретены следующие приборы и оборудование:
— для определения истираемости каменных материалов – испытательная установка «МД2 Микро-Деваль»;
— для рассеивания каменных материалов – вибропривод типа ВП-300 с механическим креплением;
— для ускорения процесса подготовки образцов из асфальтобетонных смесей к испытанию – машина для прессования образцов из асфальтобетонных смесей ПО-500.

Новые технологии

В 2018 году ГКУ УДХ РБ планируется внедрение на объекты ремонта новой технологии проектирования асфальтобетона объемным методом «Superpave», с учетом конкретных климатических условий, под конкретную транспортную нагрузку на местных материалах и с прогнозированием долговечности работы асфальтобетона в дорожной конструкции. Это комплекс предварительных национальных стандартов (ПНСТ – 50 штук):
— 10 ПНСТ для испытаний минеральных заполнителей;
— 11 ПНСТ для испытаний битумных вяжущих;
— 13 ПНСТ для испытаний асфальтобетона;
— 5 ПНСТ для испытаний асфальтобетона 2 и 3 уровней;
— 11 ПНСТ дополнительно разработанные.

Аббревиатура «Superpave» обозначает Superior Performance Pavements, т.е. метод проектирования составов асфальтобетонных смесей для дорожных покрытий с повышенными эксплуатационными характеристиками. Основные элементы рассматриваемого метода были разработаны в период c 1987 по 1993 годы в рамках стратегической программы дорожных исследований (SHRP) с привлечением Института асфальта и ведущих университетов США. Программа исследований стоимостью 150 млн. долларов предназначалась для улучшения эксплуатационных показателей и долговечности дорог Соединенных Штатов и повышения безопасности автомобильного движения.

Проектирование состава асфальтобетонных смесей по методологии «Superpave» направлено на предотвращение трех главных видов разрушений:
— остаточных деформаций в виде колеи, возникающих в основном летом из-за высокого грузового трафика;
— пересекающихся «усталостных трещин» в покрытии, образующихся в основном весной и осенью, когда земляное полотно сильно увлажнено;
— «низкотемпературных» поперечных трещин, возникающих зимой при сильном охлаждении покрытия, а также при возникновении колейности, вызванной проездом транспорта на шипованной резине.

На 2018 год в территориальный заказ по содержанию, ремонту и строительству автомобильных дорог общего пользования РБ включен ремонт 25 км автодорог с использованием асфальтобетонов подобранных в соответствии с методикой объемного проектирования.

В связи с чем приобретено оборудование для лаборатории ГКУ УДХ РБ:
— для определения динамической вязкости вяжущего по ГОСТ33137-2014, ПНСТ 81-2016, ПНСТ 87-2016, ПНСТ 88-2016, ПНСТ 89-2016 – реометр ротационный RheolabQC;
— для определения свойств вяжущего после ускоренного старения вяжущего во вращающейся тонкой пленке по ГОСТ 33140-2014 – аппарат для определения старения битумов под воздействием высокой температуры и воздуха (печь RTFOT);
— для формования образцов из асфальтобетонных смесей по ПНСТ 112-2016 – вращательный уплотнитель Matesta (гиратор).

Что касается применения других новых технологий, то в 2015 году Государственным комитетом Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству утверждены и введены в действие СТО 48853999-004-2015 «Приготовление и применение горячих асфальтобетонных смесей с использованием гранулированного резинобитумного вяжущего. Технические условия». Настоящий стандарт содержит требования по правилам производства работ при приготовлении и применении горячих асфальтобетонных смесей типов А, Б по ГОСТ 9128, щебеночно-мастичного асфальтобетона (далее ЩМА) типов ЩМА-10, ЩМА-15 и ЩМА-20 по ГОСТ 31015 в соответствии с проектными решениями при устройстве покрытий во время строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог в соответствии с действующими строительными нормами и правилами. Асфальтобетонные смеси с использованием ГРБВ приготавливаются в стандартной смесительной установке, оборудованной технологической линией подачи и дозировки ГРБВ. Применение ГРБВ обеспечивает улучшение эксплуатационных свойств асфальтобетона. Выполнение требований стандарта в части приготовления и укладки асфальтобетонных смесей с применением ГРБВ гарантирует получение продукта высокого качества, удовлетворяющий требованиям действующих нормативных документов, а такие свойства асфальтобетона как трещиностойкость и сдвигоустойчивость увеличиваются в 1,5 и более раза. С применением данной технологии в 2015-2017 годах отремонтированы 225 км автомобильных дорог общего пользования, такие главные артерии Республики Башкортостан как Уфа — Бирск — Янаул, Уфа — Инзер — Белорецк, М5 «Урал» – Чишмы — Киргиз-Мияки — Аксеново. При этом при устройстве покрытия применялся ЩМА-15 с добавлением 1% ГРБВ. Осенью и весной на отремонтированных участках автомобильных дорог проводится мониторинг за состоянием покрытия в ходе эксплуатации автомобильной дороги. В данный момент дефекты не обнаружены. Стоит отметить низкую шумность асфальтобетонного покрытия из ЩМА-15 с ГРБВ по сравнению со стандартным ЩМА-15 по ГОСТ.

В 2016-2017 гг. на объектах дорожного строительства Республики Башкортостан началось опытное применение полимер-битумного вяжущего (ПБВ). С применением полимербитумов произведено устройство покрытия из щебеночно-мастчиного асфальтобетона (ЩМА-15) на опытных участках автомобильной дороги Уфа – Инзер – Белорецк (с применением ПБВ 60 – 1,16км; с применением ПБВ 90 – 1,24 км; с применением ПБВ РБ 60 – 1 км).

В 2017 году данная технология была также применена на объектах ремонта автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан. Общая протяженность участков автомобильных дорог, выполненных с применением ПБВ 60, составила 16,7 км.

В 2017 году для предотвращения разрушения асфальтобетона при устройстве тонких защитных слоев была применена новая технология «Новачип». По этой технологии устроено 6,0 км автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан. Слои износа, уложенные по технологии «Новачип», — это предельно тонкие модифицированные асфальтобетонные покрытия (толщиной в 1,5–2,5 больше максимального размера зерна щебня), наносимые в горячем состоянии на подгрунтованную поверхность нижележащего асфальтобетона (нового или старого, ремонтируемого покрытия). Для устройства таких покрытий применялся высококачественный (прочный и кубовидный) каменный маткачеством выполненных работериал. Для подгрунтовки нижележащего слоя использовали катионную битумную эмульсию с содержанием полимера (латекса).

Планы и задачи на 2018 год

В 2018 году на дорожное хозяйство Республики Башкортостан выделено 15 млрд.рублей, в том числе на автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения предусмотрено 9,7 млрд.рублей.
Планируется ввести в эксплуатацию 9 км автомобильных дорог и два моста протяженностью 142 пм, по капитальному ремонту ввести 9 км автодорог, отремонтировать 216 км автомобильных дорог и 8 мостов общей протяженностью 964 пм.

Наша основная задача в 2018 году – это обеспечение выполнения утвержденного территориального заказа на 2018-2020 годы по содержанию, ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования.

В целях повышения надежности и долговечности существующих и строящихся автомобильных дорог основными направлениями нашей деятельности являются:
— снижение уровня аварийности, сопутствующими причинами которой, являются неудовлетворительные дорожные условия;
— сохранение существующей сети автомобильных дорог за счет поэтапного наращивания объемов работ по ремонту и содержанию и доведение их до нормативного уровня;
— проведение работ для государственной регистрации прав на объекты недвижимости дорожного хозяйства, относящиеся к государственной собственности республики;
— снижение стоимости строительства и ремонта объектов дорожного хозяйства с использованием принципиально новых материалов, конструкций и технологий, диагностического оборудования;
— повышение требования к применяемым материалам и качеству выполняемых работ.

В 2018 году планируется выполнение следующих работ по обеспечению транспортной безопасности:
— проведение оценки уязвимости по оставшимся 10 объектам транспортной инфраструктуры;
— разработка планов обеспечения транспортной безопасности по 579 объектам транспортной инфраструктуры.